КРОПОТКИН Петр Алексеевич

КРОПОТКИН Петр Алексеевич
(27.11 (9.12). 1842, Москва -8.02.1921, Дмитров)
   теоретик анархизма, философ, ученый, литератор. По происхождению князь. В 1862 г. окончил Пажеский корпус и произведен в офицеры. Пять лет прослужил в Сибири, где принял участие в ряде экспедиций по Маньчжурии и Вост. Сибири. Итогом их были ценные наблюдения и открытия (Исследования о ледниковом периоде… Спб., 1876). В 1867 г. подал в отставку, возвратился домой и поступил на физико-математический ф-т Петербургского ун-та. Продолжал заниматься географией и геологией. В 1868 г. избран членом Рус. географического об-ва. Еще в юности под влиянием классической рус. литературы (прежде всего И. С. Тургенева и Н. А. Некрасова), революционно-демократической идеологии (гл. обр. Герцена и Чернышевского), острых социальных противоречий жизни, порожденных распадом крепостничества, у К. сложились гуманистические и демократические представления. В 1872 г., в Швейцарии, знакомится с деятельностью I Интернационала, изучает новейшую социалистическую литературу, сближается с рабочими Юрской федерации, к-рая находилась под влиянием Бакунина. "Критика государственного социализма" и революционная агитация юрцев, по словам К., "неотразимо действовали" на его ум. "Мой взгляд на социализм уже окончательно установился. Я стал анархистом" (Записки революционера. М., 1966. С. 260–261). Вернувшись в Россию в том же году, вошел в народнический кружок "чайковцев". Вел революционную пропаганду, в 1874 г. арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Через два года бежал из тюрьмы, выехал за границу и прожил там 40 лет - в Швейцарии, Франции, в Англии (с 1886). Участвовал в анархическом движении Зап. Европы, продолжал заниматься исследовательской, публицистической и издательской деятельностью (в 1893 г. избран членом Британской научной ассоциации). Во время 1-й мировой войны принял сторону Антанты, за что подвергся критике социалистов-интернационалистов. В июне 1917 г. вернулся в Россию, тепло встреченный соотечественниками. Для К. Февральская и Октябрьская революции были закономерными явлениями истории. Позднее он обратился к населению Запада прийти "на помощь рус. революционерам", подчеркивал, что "задачи большевиков всегда были задачами и всех преданных душой делу освобождения" людей труда от социального рабства. Поддерживал отношения с различными политическими партиями (встречался и с Лениным), стремился примирить враждующие социальные движения. Умер, готовя к изданию многолетнее исследование по этике. Социальный идеал К. - безгосударственный (анархический) коммунизм, устанавливаемый сразу после победы социальной революции и гражданской войны, "если правящие классы своим слепым упрямством сделают ее неизбежной" (Там же). Непременным условием построения нового об-ва, достижения подлинной свободы и равенства является экспроприация - изъятие в общее пользование из частных рук средств производства, всего того, что "дает возможность кому бы то ни было… присваивать себе чужой труд" (Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. С. 64), введение справедливых принципов распределения. По К. коммунизм без государства рождается из практики на родной жизни, что и подтверждает история: первобытный род, сельская община, средневековые цехи и вольные города были, по К, созданы и управлялись народом с помощью обычного права, без государства и принятого им законодательства. Так же стара и идея анархии, встречающаяся уже в древности у Лао-цзы и Зенона-сто-ика и развитая в новое время У. Годвином, Ж. П. Прудо-ном, М. Штирнером, Бакуниным. Признавая их заслуги в обосновании анархизма, К. разрабатывает свою версию анархической теории. В отличие от первых трех мыслителей К. признает законность и закономерность революций, в отличие от Бакунина рассматривает их в контексте развития об-ва, видя в революциях периоды ускоренной эволюции, в отличие от Прудона отрицает частную собственность и отстаивает коммунистическую идею, он критикует и отвергает штирнеровский индивидуализм. Как и его предшественники, К. не видит к.-л. положительной роли государства в развитии об-ва, считает всякую власть, даже свободно избранную, злом. Об-во, по К., - это организм, представляющий собой федерацию свободных производственных общин (коммун, коопераций), где личность, руководствуясь правилами солидарности, получает все возможности для развития. Отношения внутри общин и между ними регулируются "взаимными соглашениями", признанными обычаями и привычками. К. всегда оставался противником "государственного социализма" и диктатуры пролетариата. Обладая широкими познаниями, он стремился обосновать свою, во многом утопическую, концепцию фактами из истории и естествознания. Универсальным, "истинно научным" методом исследования эмпирического материала К. признавал индуктивно-дедуктивный метод конкретных наук, будучи уверенным, что данный метод позволяет выработать общее синтетическое мировоззрение, что пытались сделать в новое время О. Конт и Г. Спенсер. В целом он оставался сторонником позитивизма и механистического материализма. С этих позиций К. отвергал как религиозный взгляд на действительность, так и спекулятивную метафизику, называя гегелевскую диалектику средневековой схоластикой. Особенно много К. размышлял над идеей эволюции, причинами изменений в животном и социальном мире. Не отрицая дарвиновской "борьбы за существование" в природе, классов и классовой борьбы в об-ве, главный фактор прогрессивного развития в среде животных и людей он усматривал во взаимопомощи, тесно связанной с присущим им общественным инстинктом. Именно последний, по К., является источником этических норм и "всего последующего развития нравственности" (Этика. М., 1991. С. 55). Справедливость, равенство, самопожертвование во имя об-ва толкуются К. как моральные качества, способствующие укреплению солидарности людей. Внес значительный вклад в изучение Великой французской революции, одним из первых обстоятельно исследовав в ней роль "народа деревень и городов".
   С о ч.: С о ч.: В 7 т. Спб., 1906–1907; Собр. соч.: В 2 т. М, 1918; Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. Пг.; М., 1919; Дневник… М.; Пг., 1923; Великая французская революция 1789–1793. М., 1979; Анархия, ее философия, ее идеи. М., 2004.
   Л и т.: Плеханов Г. В. Анархизм и социализм // Соч. Т. 4.1925; Белосельский 3. П. А. Кропоткин. Спб., 1906; Эльцбахер П. Сущность анархизма. Спб., 1908; Ленин В. И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33; Памяти П. А. Кропоткина. Сб. статей. Пг.; М., 1921; Петр Кропоткин. Сб. статей. Пг; М, 1922; Лебедев Н. К. П. А. Кропоткин. Биографический очерк. М., 1925; Пирумова Н. М. Петр Алексеевич Кропоткин. М., 1972; Ударцев С. Ф. Кропоткин. М., 1989; Маркин В. А. Петр Кропоткин. Иркутск, 1992; Его же. Неизвестный Кропоткин. М., 2002; Эврич П. Русские анархисты. 1905–1917. М., 2006; Сухов А. Д. Кропоткин как философ. М., 2007. Nettlau М. Der Anarchismus von Proudon zu Kropotkin (1859–1880). В., 1927.
   А. П. Поляков

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "КРОПОТКИН Петр Алексеевич" в других словарях:

  • Кропоткин, Петр Алексеевич — [27 ноября (9 дек) 1842 8 февр. 1921] рус. князь, географ и путешественник, теоретик анархизма. По окончании (в 1862) Пажеского корпуса служил офицером в Сибири, в 1867 вышел в отставку. В 1872, будучи за границей, примкнул к бакунистам; по… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Кропоткин Петр Алексеевич — Кропоткин Петр Алексеевич, князь известный ученый и деятель русского и европейского революционного движения. Родился в 1842 г. Воспитывался в пажеском корпусе, по окончании которого служил казачьим офицером в Сибири. Уже там он отдавался… …   Биографический словарь

  • КРОПОТКИН Петр Алексеевич — (1842 1921) князь, российский революционер, теоретик анархизма, географ и геолог. В 60 х гг. совершил ряд экспедиций по Вост. Сибири. В нач. 70 х гг. обосновал широкое распространение древних материковых льдов в Сев. и Средней Европе. В 1872 74… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КРОПОТКИН Петр Алексеевич — (1842 1926) рус. революционер, географ, социолог, теоретик анархизма. Род. в родовитой княжеской семье; в 1862 окончил кадетский (пажеский) корпус, служил в Сибири, затем учился на физико математическом факультете Петербургского ун та,… …   Философская энциклопедия

  • Кропоткин, Петр Алексеевич — Пётр Алексеевич Кропоткин Пётр Кропоткин, фотография Надара Дата рождения: 27 ноября (9 декабря) 1842(18421209) Место рождения: Москва …   Википедия

  • Кропоткин Петр Алексеевич — Пётр Алексеевич Кропоткин Пётр Кропоткин, фотография Надара Дата рождения: 27 ноября (9 декабря) 1842(18421209) Место рождения: Москва …   Википедия

  • Кропоткин Петр Алексеевич — (1842 1921 гг.) русский философ, теоретик анархизма, ученый, литератор. Социальный идеал Кропоткина безгосударственный (анархический) коммунизм, устанавливаемый сразу после социальной революции. Кропоткин не видит какой либо положительной роли… …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Кропоткин, Петр Алексеевич — I (князь) географ и революционный деятель, род. в 1842 г., служил офицером в амурском казачьем войске, объездил Амурскую обл. и сев. часть Маньчжурии и описания своих путешествий печатал в Рус. Вестнике (1862, 1863, 1865, 1867); позже был… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КРОПОТКИН Петр Алексеевич — (1842 1921) рус. мелкобурж. революционер, один из теоретиков анархизма, ученый географ, сторонник философии позитивизма. Взгляды К. характеризуются механистич. и метафизич. пониманием обществ, явлений, вульгарно натуралистич. их истолкованием.… …   Атеистический словарь

  • КРОПОТКИН Петр Алексеевич — (1842 1921) русский мыслитель, идеолог анархизма и демократ, ученый географ, социолог, путешественник. Представитель старинного русского княжеского рода. В 1862 окончил Пажеский корпус, а в 1867 1868 учился на математическом отделении… …   Социология: Энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «КРОПОТКИН Петр Алексеевич» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»